Пришло мне время обновить свой мотоблок. До этого у меня был старенький МБ-1 производства завода «Калужский двигатель» выпуска начала еще 90-х годов, который честно отработал свой ресурс, занимаясь и обработкой огорода, и перевозкой всяких грузов с помощью прицепа. И даже бетономешалку крутил! Несмотря на множество недостатков его конструкции, я вобщем то особых претензий к нему не имел и не имею (он по прежнему остается в строю). И хотя в нем постоянно приходилось что то подделывать, чинить, но всегда эти ремонты осуществлялись в течении нескольких часов и удавалось обходиться подручными материалами. Т.е. надежность калужского мотоблока МБ-1 меня вполне устраивала, особенно с учетом его цены.

Поэтому я решил не искать добра от добра и добавил в одну из своих поездок небольшой крюк с целью заезда в г. Калугу на завод «КаДви» (так он теперь называется) и приобрел там относительно новую модель мотоблока НМБ-1. (Старая модель МБ-1 там кстати тоже еще выпускается, и прошла довольно серьезную модернизацию).

Этой осенью я таки успел немного поработать на мотоблоке HMБ-1 и хочу поделиться своими впечатлениями с читателями, возможно планирующими покупку мотоблока и испытывающими муки выбора «как и какой мотоблок выбрать». Описание я буду вести в сравнении со старой моделью мотоблока МБ-1. Тем более, что он по прежнему выпускается на «Кадви».

На фото представлен общий вид мотоблока HMБ-1. Как видите, отличается он от МБ-1 довольно сильно. Хотя сам двигатель остался практически тем же, и даже бензобак такой же, подверглись кардинальному обновлению система питания (карбюратор, воздушный фильтр) и глушитель. Субъективно — новый мотоблок работает значительно тише.

Кардинальное отличие HMБ-1 от МБ-1 — это появление 4-х скоростной коробки передач. 3 скорости вперед, 1 назад. Это потребовало развернуть двигатель на 90 градусов по отношению к оси колес.

Так же вместо цепного редуктора на мотоблоке установлен шестеренчатый с передаточным валом.

Ну давайте все по порядку.

Появились так же защитные крылья над колесами или культиваторами. Очевидно, их назначение защищать ноги работника от травм при культивировании и от грязи при транспортировки тележки. Хотя мне не совсем понятно, как, держась за ручки мотоблока можно дотянуться ногами до этих самых культиваторов. Но мешают работать они конкретно. Хотя наверное я просто привык, культивируя землю контролировать процесс культивации. Хорошо, что крылья довольно легко снять. Они крепятся 4-мя гайками каждое и снимаются – ставятся за 5 минут.

Впереди мотоблока имеется откидная рамка — подпорка на пружине. Она обеспечивает довольно комфортную парковку. Причем убирается она почти «автоматически» . Достаточно начать движение вперед, слегка наклонить мотоблок и рамка сама защелкивается в «походное» состояние. Я, не привыкший к такому сервису на МБ-1, поначалу всегда забывал про эту рамку и испуганно осматривал мотоблок – «что это там щелкнуло?»

На балке, к которой крепятся руль мотоблока появилась коробочка для всяких мелочей. Пустячок, а приятно. Там можно держать и запасные свечи и головки для ключей.

Кардинально изменилось крепление ручек руля на мотоблоке. Теперь диапазон регулировок и угла наклона руля и его поворота очень большой и можно отрегулировать под себя очень быстро. Это весьма важное качество хотя бы потому, что валы отбора мощности для навесного оборудования расположены сзади коробки передач и при использовании, например, косилки, потребуется движение задним ходом. В этом случае руль разворачивается на 180 градусов и косилка оказывается впереди по ходу движения (как и положено), а работник — сзади. Хотя сам мотоблок движется задним ходом. Такая схема «тяни-толкай» весьма прогрессивна и открывает хорошие возможности для творческих людей в плане конструирование дополнительно оборудования к мотоблоку.

На левой рукоятке расположены ручки сцепления движения вперед и блокировка зажигания. Применение коробки передач породило (умышленно или случайно) мотоциклетный принцип сцепления. По сравнению с мотоблоком МБ-1 — с точностью до наоборот. Там, что бы начать двигаться, надо было ПРИЖАТЬ ручку сцепления к рулю. И это было логично. Если человек по какой то причине бросил руль, то мотоблок перестает двигаться (и вращать колеса или культиваторы), но сам двигатель не глохнет. В мотоблоке HMБ-1 все иначе. Что бы тронуться с места помимо включения передачи требуется ОТПУСТИТЬ ручку сцепления (как на мотоцикле). Если у вас это будет первый мотоблок, или есть мотоцикл, то это не вызовет никакого дискомфорта. Мне же, привыкшему к старой схеме, пришлось переучиваться.

Другая особенность управления — это блокиратор зажигания. (красная ручка). Если ее бросить, то двигатель глохнет. Что бы как то обеспечить работу двигателя например в стоячем положении мотоблока, приходится выполнить целый перечень операций. Например, вам надо очистить культиваторы от накрутившейся травы или корней растений. Самая что ни на есть рядовая операция, при которй мотоблок должен стоять, но двигатель — работать. Дел-то на минуту. Не дергать же стартер всякий раз… На старом мотоблоке достаточно было просто бросит руль, и мотоблок останавливался. На HMБ-1 надо сначала выжать сцепление (мотоблок останавливается), переключить коробку передач на нейтральное положение, зафиксировать ручку сцепления и зажигания специальным пластиковым фиксатором (интересно, как долго он прослужит ). Возможно, требуется навык, возможно что то перемудрили… Покрайней мере, мастер сервис-центра Кадви, проводивший предпродажную подготовку и тест-драйв и опробацию мотоблока, посоветовал мне поставить тумблер, блокирующий работу блокиратора двигателя. Очевидно, не один я на эту заморочку обратил внимание.

А вот это — откровенный косяк, как говорится. Сельхозмашина, вобщем то работа совсем не в стерильных условиях, а проводочки блокировки зажигания такие хлипкие и по железу. Перетрется, надломится, промокнет — и иска в землю. Устанешь причину искать. Надо будет или в серьезный кембрик одеть, или попросту заменить, поставив тот самый пресловутый тумблер. Странно, почему Кадви не защитил провода еще при производстве? Пожалел полметра ПВХ-трубки? Или оставляет простор для творчества?

продолжение статьи