При эксплуатации автомобиля в условиях повышенной влажности атмосферного воздуха, велика вероятность того, что металлические детали, не защищенные от воздействия окружающей среды, со временем будут подвергаться разрушительному воздействию коррозии. Коварство этого воздействия заключается в том, что даже незначительное повреждение защитного слоя, будь-то лакокрасочное покрытия либо специальная антикоррозионная мастика, приводит к повреждению структуры металла по площади и глубине значительно превосходящей само повреждение защитного слоя. Поэтому контрольный осмотр кузова и деталей трансмиссии на предмет обнаружения повреждений лакокрасочных покрытий и образования коррозии металла необходимо проводить не реже одного раза в месяц. Особенно подобные осмотры будут актуальны в осеннее-зимний и весенний период эксплуатации транспортного средства. Для того чтобы работы по обнаружению очагов возникновения коррозии были более эффективны их необходимо проводить с использование переносной лампы-фары и лупы 4-х кратного увеличения.

При обнаружении коррозионных язв необходимо как можно скорее провести работы по удалению образовавшейся ржавчины и восстановлению антикоррозионной защиты. В противном случае агрессивная среда влажного воздуха в сочетании с катализатором (солью или антигололедными реагентами) способны в кратчайшие сроки повредить днище и корпус кузова, детали рулевого управления и трансмиссии.

Удаляют ржавчину с помощью металлических щеток, либо наждачной бумаги, зачищая поверхность до тех пор, пока не будут удалены все без исключения следы коррозии, при этом нужно учесть, что оставленные, даже самые мелкие язвы коррозионных повреждений, окисление металла не остановят, поскольку в образовавшихся окисных пленках имеется достаточный запас окислителя О2 (кислорода) для продолжения реакции окисления.

Для удаления ржавчины весьма эффективны преобразователи и очистители ржавчины, но используя их для удаления коррозии необходимо помнить о том, что попадание этих веществ на кожу приводит к химическим ожогам, поэтому работать с ними можно только используя индивидуальные средства защиты – очки и резиновые перчатки.

Кроме того после обработки поверхность металла необходимо очистить от растворителей ржавчины самым тщательным образом, промыв место нанесения водой и насухо вытерев тряпкой. Поскольку если на поверхности металла останутся активные вещества растворения или преобразования ржавчины то в последствии они разрушат лакокрасочное покрытие, обеспечив тем самым условия для протекания реакций окисления, а сами станут активными катализаторами этих реакций.

Существуют и «народные» способы приготовления растворов очистки от ржавчины. Так если в 250 мл. воды растворить 53,5 г. аммония, 52 г. едкого натра, добавить в этот раствор 200 г. сорокопроцентного формалина и 250 мл. воды, затем к одному литру 10% го раствора соляной или серной кислоты добавить 30 мл. полученного раствора аммония, едкого натра (каустической соды) и формалина то получиться раствор, погружая в который ржавую деталь на 10 – 30 минут можно полностью очистить её от ржавчины. После такой обработки в обязательном порядке деталь необходимо промыть горячей водой, после чего просушить феном, или насухо протереть.

В «народных» способах удаления ржавчины, еще широко применяется рыбий жир. Если рыбьим жиром смазать поверхность подверженную коррозии и выдержать в течении 2-х часов, то отчистить ржавчину станет намного проще, она легко удалится, а поскольку рыбий жир проникает на всю глубину ржавчины, то он способен образовывать защитную пленку препятствующую дальнейшему окислению металла.

Небольшие, язвенные поражения металла коррозией легко удаляются зачисткой поверхности тампоном, смоченным в керосине. Неплохо удаляет ржавчину полировальная паста, сделанная из толченного древесного угля добавленного в машинное масло.

После очистки поврежденного места до чистого металла, его следует покрасить. Если нет возможности закрасить его немедленно, но надо покрыть металл каким либо консервантом, устраняющим его контакт с воздухом. Это может быть «мовиль», пушечное сало, воск, какая либо густая консистентная смазка, или даже липкая наклейка из пленки.

При эксплуатации механических транспортных средств, вопросу борьбы с коррозионными разрушениями необходимо уделять постоянное внимание. То, что коррозию легче предотвратить, чем устранить, факт не вызывающий сомнений. Поэтому четкий график осмотров на предмет обнаружения коррозии в соответствии с выданными выше рекомендациями, а так же периодический проводимый «антикор» , повысит долговечность эксплуатируемого автомобиля в несколько раз.

Лаптев Олег Витальевич