С наступлением тепла, когда автодороги наконец становятся сухими, перед автомобилистами вновь возникает задача о «переобувке» своего автомобиля в летнюю резину и в какую. Хотя, среди них находятся и такие, которые считают, что эта процедура необязательна, и продолжают в летнее время эксплуатировать либо зимнюю резину, либо «всесезонку». Однако стоит заметить, что такие рассуждения могут принести непоправимый вред, как автомобилю, так и самому водителю. Так что надо попробовать разобраться в том, что, при постановке такого вопроса, является выдумкой, а что правдой.

Расхожее мнение, что резину не надо менять согласно сезону, а просто обходится всезезонными покрышками, весьма популярно среди автолюбителей, особенно владельцев недорогих машин. А раз существует такое мнение, то ведущие автомобильные компании, не спешат его опровергать, и продолжают выпуск всесезонной резины. Однако следует знать, что шин, которые будут в одинаковой степени соответствовать тем или иным погодным условиям, в природе просто нет. А есть только рисунок протектора, который во всесезонном варианте выпускается универсальным, а сами шины зависят только от качества и состава резины, из которой они изготовлены, конструкции и материала каркаса и т.п. Поэтому, главным критерием для летних шин является их устойчивость при езде по лужам, облегченная управляемость на асфальте, насколько быстро и на какой скорости они срываются в режим аквапланирования. Напомним, что для зимних шин, предъявляются такие требования, как устойчивость к заносам машины, тормозные качества в условиях гололеда и снега, «прилипчивость» к сухому вымороженному асфальту. А вот всесезонные шины — это определенный компромисс между шинами летнего и зимнего вариантов. Однако они во много раз проигрывают специальным сезонным шинам по устойчивости управления, эффективности торможения. Хотя, справедливости ради стоит сказать, что одно, и, наверное, единственное достоинство у них есть — это то, что на грунтовых дорогах, они ведут себя довольно неплохо.

Основная масса автомобилистов, не придает особого значения состоянию именно летних шин, ошибочно предполагая, что их значительный износ не является особым препятствием для езды. Забывая, при этом о том, что уже в ПДД прямо предписывается, какая должна быть остаточная высота протектора.

В том случае, если автолюбитель прямо игнорирует ПДД и продолжает эксплуатировать шины, имеющие плачевное состояние, то особую осторожность ему следует соблюдать при проезде на больших скоростях луж, и просто во время дождя. Дело в том, что протектор, у которого наблюдается повышенный износ рисунка, уже не может гарантировать удаление воды из места контакта воды с резиной, что создает угрозу аквапланирования. Кроме того, при «лысой» резине, намного увеличивается тормозной путь автомобиля, что может стать причиной ДТП. Так что, если покрышка, уже «прошла» 20-30 тыс. км и больше, то пора задуматься о ее замене.

Кстати, аквапланированием называется такой эффект, при котором, во время движения на больших скоростях по лужам или мокрому шоссе, между поверхностью дорожного покрытия и покрышкой создается водяной слой, в результате чего, автомобиль начинает, как бы планировать по воде, словно на водных лыжах, без контакта с асфальтом. Поэтому, если на мокрой дороге автомобиль резко «поплыл», ни в коем разе нельзя тормозить или поворачивать руль. Потому что, при неизбежном падении скорости в таком случае, повернутые колеса могут стать причиной резкого броска автомобиля в сторону, когда контакт с асфальтом восстановится. Или если было применено торможение, то занести его в сторону.

Для эффективного противостояния аквапланированию, на покрышки наносятся специальные канавки, способные выдавливать воду из- под колес. Некоторые производители, даже ставят на своих шинах специальную маркировку- RAIN или AQUA. Хотя, отсутствие подобных надписей совсем не говорит о том, что такие шины нельзя эксплуатировать в мокрую погоду.

При установке приобретенных новых покрышек, они в обязательном порядке должны пройти балансировку. Ведь дисбаланс может быть как у покрышки, так и у диска, и поэтому, при движении с неотбалансированными колесами, на больших скоростях может возникать тряска, которая способна разрушить даже некоторые узлы подвески. К тому же, при разбалансировке колес, устойчивость автомобиля оставляет желать лучшего, да и комфортность и удобство при езде, заметно падает.

Настоятельно не рекомендуется ездить в летнее время на зимних шинах. Дело в том, что зимние покрышки отличаются от летних, не только рисунком протектора, но и конструктивными особенностями каркаса и составом самой резины. Собственно по этой причине, зимняя резина и эффективна в зимнее время, в условиях низких температур. В летний же период, такие шины полностью теряют свои преимущества, их резина становится излишне мягкой на солнце.

Между тем, если нет других вариантов, то эксплуатировать зимние шины летом все же можно, но только в том случае, если глубина рисунка протектора составляет менее 4 мм. Но зимняя резина летом подвержена ускоренному износу. Кроме того, «зимний протектор» имеет более крупный рисунок, так что велика вероятность возникновения акустического дискомфорта. Водители, в таком случае говорят, что резина «гудит».

Разговоры о том, что в летнее время, новые летние покрышки необходимо ставить на ведущую пару колес, лишены под собой основания. Конечно, в идеальном варианте, желательно, чтобы все 4 колеса были одинаковыми. Однако, в том случае, если это невозможно сделать, по причине недостатка денег, или другой какой, то будет правильнее, новые покрышки будут установлены на переднюю пару колес. Ведь те колеса, с помощью которых осуществляется управление, должны быть особенно устойчивы при езде, в противном случае, при совершении резкого маневра, плохие покрышки могут стать причиной потери управления. К тому же, никогда нельзя забывать о том, что колеса одной оси должны иметь одинаковый рисунок протектора.

А вот чтобы правильно следить за высотой протектора, необходимо знать, что такое TWI. А ведь это, ни что иное, как английская аббревиатура ИНДИКАТОРА ИЗНОСА ПРОТЕКТОРА. TWI имеет высоту 1,6 мм, и является обыкновенным выступом на дне канавки протектора. В случае стирания протектора до уровня этого выступа, покрышка подлежит обязательной замене. Чтобы легче было отыскать TWI, на плечо протектора наносятся соответствующие метки, которые располагаются недалеко от тех канавок, которые снабжены подобными выступами. Такие метки обозначается либо TWI, либо обыкновенной стрелкой.

В принципе, автолюбитель примерно знает свой сезонный пробег и наблюдая за износом шин от сезона к сезону, может с достаточной точностью спрогнозировать, когда ему потребуется новый комплект шин и заранее спланировать их покупку.