Времена когда можно было гордиться «трудовой династией» в рабочей профессии, похоже прошли. Хорошо, конечно, быть потомственным банкиром или ювелиром или принадлежать к иному «денежно-творческому» цеху. А вот быть потомственным дворником, сантехником или трактористом — уже как то не очень. Это уже расценивается как «жизнь не удалась». Так же и непрерывный стаж на одном месте в 20-30 лет, чем можно было гордиться в СССР – «я не летун! У меня в трудовой книжке всего одна запись..» — уже скорее показатель безынициативности и отсутствия здоровых амбиций, стремления к карьерному росту и повышению квалификации. Сейчас, что бы хоть как-то двигать свою карьеру (даже не в плане должности, а в плане повышения зарплаты) приходится менять работу достаточно часто. В развитых странах для этого люди даже часто меняют не только работу, но и место жительства, а порой и страну. Мобильность трудовых ресурсов в нашей стране не так высока (из-за больших расстояний, трудностей с жильем, разности укладов жизни и пр.), но все же постепенно растет. Молодые и не очень, но инициативные и амбициозные люди, даже имея семью и достаточно стабильную работу всегда готовы продвинуться «еще чуть-чуть наверх». И в этом их можно только поддерживать – человеку свойственно не только сохранять свой социальный статус, но и повышать его. Такова его природа. Один мой знакомый был (и есть) владельцем мелкой, но преуспевающей фирмы в небольшом провинциальном городе. Трезво оценив тот факт, что тут ему уже выше не прыгнуть, он назначил на свое место директора – наемника, а сам укатил в Москву, работать просто начальником отдела в очень большой фирме. Такая вот карьера…

К счастью, интернет в плане поиска вакансий (работы) или поиска потенциального работника открывает широчайшие возможности. Особенно по части презентации самого себя непосредственно работником. И не только через специальные «биржи труда», рекрутинговые агентства или т.н. «хедхантеров» — охотников за головами. Но и совершенно самостоятельно, сделав в интернет свою персональную страничку — сайт-визитку. Разумеется, потенциальному вашему работодателю, рекрутеру или заказчику не будут интересны ваши рассказы «как я провел отпуск» (хотя и это в последствии много ему о вас расскажет). Но в первую очередь работодателя интересуют ваши профессиональные навыки, опыт работы, квалификация, ваши запросы и требования как работника, ваша мобильность и т.п. И все это должно быть представлено в довольно компактном, легко читаемом виде (так как работодатель наверняка будет рассматривать не один десяток кандидатур). Но в тоже время информация должна содержать достаточно полные основные сведения и ключевые пункты, которые могут подчеркивать ваши положительные стороны, как кандидата на вакансию.

Исходя из этих требований в мире прижилась некая форма подачи сведений соискателем, получившая название «резюме». Именно рассмотрение резюме является самым первым контактом работодателя и работника. И зачастую – последним. Ибо как говорят англичане – «У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление». Поэтому резюме должно быть и кратким и емким одновременно, стимулирующим работодателя на дальнейший контакт с соискателем вакансии, (если соискатель подходит ему), и избавляющий обоих от напрасной траты времени если не подходит.

Каких то специальных требований и жестких форм и образцов для резюме не существует. Формально оно может быть в произвольном виде. Но сложились определенные традиции при составлении резюме, которых желательно придерживаться, глаза работодателей и кадровых агентов к ней уже привыкли. И если форма составления резюме значительно нарушена, то и шансов «зацепить» черствую душу кадровика будет не больше, а меньше. Такая «нестандартная» бумага скорее всего даже и не будет рассматриваться как резюме.

Как составить резюме, проще всего объяснить на примере. В качестве первого примера вы можете зайти на любой сайт по поиску работы и предложению вакансий, заполнить там предложенную форму и распечатать ее, как образец. Для более полного представления лучше посетить несколько подобных сайтов. Поскольку единой формы резюме нет, и вы в итоге будете иметь представление о некоем «среднем» и станет очевидно, что от вас хочет работодатель.

С другой стороны все заполненные вами формы резюме так и останутся обособленными, втиснутыми в рамки конкретных сайтов (вернее представлений их менеджеров). Нам же нужно нечто оптимальное. Причем пригодное для размещения на собственном сайте или персональной рассылке по конкретным фирмам – потенциальным местам будущей работы. Или что бы можно было сделать ссылку на эту страницу и давать эту ссылку потенциальным работодателям. Если вы думаете, что это бессмысленно, вы сильно ошибаетесь! В стране огромнейший дефицит кадров, особенно квалифицированных. И все мало-мальские крупные фирмы постоянно ищут ценные кадры.

К счастью для вас, я уже проделал эту работу по составлению некоего среднего примера и образца резюме. Но вы можете самостоятельно проделать этот же путь, т.с. для ознакомления с ситуацией. Но все что вам требуется — это именно персональное резюме – презентация самого себя и с лучшей стороны. И для персонального же размещения в интернет. Сначала рассмотрим его структуру, «скелет», как образец резюме, а потом приступим к реализации.

Константин Тимошенко © 15.01.2010

См продолжение…