Всем известно, что всякие металлические штуки, типа инструмента или механизмов любят ласку, чистоту, и смазку. Чем они лучше смазаны, тем дольше живут и лучше работают. В продаже имеется большое количество различных смазок в аэрозольных баллончиках. Однако они и дороги (200 мл смеси масло + наполнитель вам продают по цене литра отличного высококачественного машинного масла). И достаточно специфичны по своему составу. Замечено, что смазка из баллончиков довольно быстро высыхает и вместо смазывающего эффекта через некоторое время создает повышенное трение. А «тонкие» механизмы может вообще заклинить от такой смазки. Ну и наконец — они не всегда находятся под рукой. Поэтому сделаем себе простую самодельную масленку, а лучше — несколько. Поскольку разные механизмы требуют и разных видов смазки.

Основная задача масленки — это обеспечить доставку масла в нужное место и в нужном количестве. Избыток масла ничего кроме грязи не добавит. Оно просто стечет зря и пропадет. Значит, наша масленка должна иметь возможность выдавать минимальные порции масла (большое количество мы всегда сможет набрать, выдавая много мелких порций). А, кроме того, она должна быть достаточно пронырливой. Что иметь возможность смазывать даже недоступные глазу места и скрытые полости и детали, подшипники электроинструмента без его разборки и т.д.

Несмотря на такое «грозное» техническое задание, сделать самодельную масленку можно из любого пластикового пузырька. Единственное условие — он должен иметь гибкие стенки, что бы его можно было сжать его пальцами и выдавить порцию масла, создав в нем давление.

Что бы минимизировать выдаваемую порцию масла, возьмем достаточно тоненькую пластиковую трубочку и вставим ее в пробку пузырька. Трубочка внутри пузырька должна быть до самого дна, но быть там срезана под острым углом. А что бы масленка не «травила» воздух — загерметизируем место врезки трубочки в пробку. Например, с помощью термоклея.

Наливаем в пузырек немного машинного масла и наша масленка готова к работе. Достаточно слегка сдавить пальцами пластиковый пузырек, как на кончике трубочки появится капелька масла. И можно точечно смазать нуждающиеся в смазке механизмы и инструменты.

Если не заливать в пузырек слишком много масла, то такая масленка обладает еще и эффектом «непроливайки». Если пузырек положить на бок, то уровень масла будет ниже уровня трубочки внутри пузырька. И масло из него не вытечет. Это весьма важное достоинство, так как машинное масло, несмотря на свою кажущуюся вязкость и густоту, способно протечь даже в микроскопические отверстия и пропитать собою любой пористый материал.

Другой вариант масленки можно сделать из пузырьков, оснащенных пульверизатором. Такая масленка может быть полезна для смазывания очень труднодоступных мест, так как она «плюется» маслом или разбрызгивания масла по объему. Например – для смазки внутренностей замков или редукторов. Выдает смазку такая масленка строго порционно. При нажатии на головку пульверизатора в трубочку под давлением поступает строго ограниченная порция масла и выстреливает из трубочки.

Доля изготовления такой масленки потребуется просверлить сверлом соответствующего диаметра отверстие в головке пульверизатора отверстие под тонкую трубку. Вставляем в отверстие трубочку с небольшим натягом (для фиксации) и масленка готова. Осталось заправить ее машинным маслом. Так за несколько минут работы мы можем сделать себе нужное количество масленок под разные виды смазок.

Еще одно применение такой масленки — строго дозированная «выдача» масла для приготовления топливной смеси для двухтактных двигателей. Для них, как известно, приходится готовить топливную смесь из масла и бензина. Процедура эта не сложная и смесь готовят загодя и в количестве нескольких литров. Масло и бензин надо смешать в определенных пропорциях, обычно 1 : 50 (на одну объемную часть масла надо добавить 50 объемных частей бензина). Недостаток масла приведет к масляному голоданию и перегреву мотора, а избыток – к отложению лишнего нагара в моторе. Поэтому отмерять масло надо достаточно тщательно, с точностью до нескольких миллилитров. Этому как раз и поможет подобная масленка.

По такому же принципу можно сделать и заправочные бутылки для топливной смеси для двухтактных двигателей. Бензобаки двухтактных моторов на бензопилах или бензокосах по объему весьма скромны и имеют, как правило, достаточно узкую горловину. Поэтому заливать туда топливную смесь из больших канистр очень не удобно. Постоянно есть риск перелить смеси больше чем надо. Но если сделать специальную заправочную бутылку (из ПЭТ бутылки) с тонкой трубкой вставленной в пробку, процедура заправки станет абсолютно безотходной и безопасной. Топливо можно заливать хоть с точностью до капли, тщательно следя за ее количеством в баке. К тому же резко снижается риск испачкаться.

Константин Тимошенко © 07.12.2010