(продолжение. См начало статьи )

Сюжет игры, конечно же придется придумывать родителям и с учетом того, чего они хотят добиться. Будет ли это игра развлекающая, или развивающая, с различными элементами обучения ребенка. Ребенок гораздо быстрее (и навсегда) усвоит какую-то информацию и знания, если они ему необходимы для игры и которую получает во время игры. Такая информация может быть как целью игры, так и условием получения каких либо бонусов. Например, если в качестве игрового поля служит географическая карта, то ребёнок очень быстро выучит и названия стран, и их столиц, и массу другой информации. А если в качестве «пароля» для получения бонуса служит какое то слово на иностранном языке (и каждый день разное), то заучивание слов этого языка пойдет просто ударными темпами. Даже если название объектов в игре заменять на иностранные слова – и то будет результат.

Но даже и не придуманные специально для развития или усвоения чего либо игры являются развивающими. Так как все равно развивают у ребенка быстрое мышление и фантазию. Начиная с момента придумывания и изготовления настольной игры. Итак, начнем с самых простых сюжетов (их вообще говоря, можно «высасывать из пальца», для ребенка важно участие и личность «героя», понимание цели приходит потом). Все они в той или иной степени «опробованы» на «себе», собственных и чужих детях…

«Автогонки». Рисуется не очень сложное игровое поле (от старта до финиша), примерно на 50-100 пунктов. На «дороге» — несколько разветвлений, препятствий, пит-стопов… Цель игры – пройти как можно быстрее от старта. Обостряет игру и изменение ширины трассы, ее сужение и расширения до нескольких полос. По правилам, «перепрыгивать» через соперника нельзя, а можно лишь обгонять по параллельным полосам. Если такая игра понравится детям и его друзьям – это надолго. Начнется создание разных трасс и развитие сюжета до «гонок на выживания».

«Ну погоди!». Рисуется «закольцованное» поле (бесконечное), разумеется с разными препятствиями и переходами. Одни игроки — «зайцы», другие — «волки»… Стартуют они из разных мест и волки пытаются поймать и «съесть» зайцев. Вместо зайцев и волков могут быть и Красные Шапочки, и Белоснежки и Бэтмены и человеки-пауки и инопланетяне. Причем у каждого игрока может быть по многу фишек.

«Кольцевые гонки на выживание». У каждого игрока есть несколько фишек. Игровое поле закольцовано, но имеет несколько ответвлений – «гаражей» от основной трассы. Задача игрока – обойти каждой фишкой целый круг и загнать «машину» в гараж. Фишка выставляется при выпадении на кубике определенного числа (например «6»), но по желанию. Т.е. если это число выпало, игрок может выставить новую фишку или двигать имеющуюся на поле. Чужие фишки можно сбивать, перескакивать через фишки нельзя. Игра достаточно азартна и уже не для самых маленьких. В простейшем варианте играется на шахматной доске, по 4 фишки на человека.

«Биатлон». Как то будучи в гостях в одной семье, «подсевшей» на биатлон, придумали для их детей (пацанов-погодков) да и для их родителей такую настольную игру. Закольцованное игровое поле с 4-мя «стрельбищами» и штрафными кругами. Что бы «выстрелить точно», надо на «стрельбище» выбросить 5 или 6. Тогда идешь дальше по прямой, а иначе – сворачиваешь на штрафной круг в 10-15 пунктов. На трассе и другие «убыстрители» и «замедлители». Азарта оказалось не меньше, чем при просмотре телетрансляций биатлона! Пацаны быстро поняли смысл и теперь сами рисуют и новые трассы и правила меняют. А уж какая суматоха и «рубилово» когда к ним сверстники приходят. Прямо кубок мира! И спринты, и пасьюты и эстафеты…

Отдельно надо сказать о «бесконечных» настольных играх, игровым полем которым служат не какой то маршрут (пусть и разветвленный) , а все пространство, отводимое под игру. Оно разбивается на «клетки», так же как шахматная доска, только их достаточно много, не 64, а 200-400. Этакое «Средиземье». Принцип перемещения участников игры тут такой же, как и в «маршрутных» конечных играх. Однако используются 2 кубика, желательно разноцветных. Один кубик как и обычно, выбрасывает число пунктов, на которое перемещается игрок. А второй кубик служит «компасом» — показывает в какую сторону должен идти игрок. Поскольку «сторон света» на поле 4, а у кубика 6 граней, то две (как правило, противоположных) грани либо заклеивают так, что бы кубик не мог на них выпасть (пластилином или жевательной резинкой). Либо присваивают им «элементы случайности», например пропуск хода или особенный ход (по диагонали, удвоение числа, вытягивание «шанса», свободный выбор направления и т.д.). Либо поле делается не из квадратных, а шестиугольных полей (как соты) и тогда возможны 6 направлений. Но такое поле сложнее изготовить. Игрок, одновременно бросая две кости (кубика) получает готовый результат «перейти на 4 пункта на север» и т.п.

Такие игры, по сути, представляют собой типичные «стратегии» и «бродилки» и выдумывать и дополнять для них сюжет можно до бесконечности. Там придумываются всякие бонусы и задачи. Например, сбор кладов, сражения между участниками игры, открытие самой карты, захват территории и т.п. Игроки по ходу игры находят «монеты» и попав в определенные места («города»), могут в этих местах за монеты покупать различные полезные предметы или оружие. Например, для быстрого преодоления рек потребуется лодка. Те же у кого лодки нет – теряют время или вынуждены платить перевозчику. Сражения ведется путем сравнении вооружения игроков (меч сильнее копья, лук сильнее меча и т.п.), а при равенстве его исход сражения решается броском костей (кубиков). Проигравший теряет свой скарб, «погибает» и начинает игру с «нуля». И т.д.

Однако подобные игры требуют серьезной проработки сюжета, много времени и большого числа участников. По сути – они бесконечны и игроки обычно запоминают или сохраняют текущее состояние игры, что бы потом продолжить. В отличие от компьютерных стратегий, такие игры гораздо активнее и интереснее, так как играют живые люди (и у каждого своя стратегия, причем она может меняться). Особенно интересны такие игры на «случайном» поле. В этом случае поле представляет собой набор карточек, располагаемых случайно в каждой новой игре.

На карточках рисуются различные объекты игры, бонусы, препятствия, «магазины», виды оружия, условия перемещения и т.п. Перемешав карточки, из них выкладывают новое игровое поле. И в каждой игре игроков ждет совершенно иная игровая ситуация. Это значительно разнообразит игру и делает ее непредсказуемой. Четких правил игры нет, они создаются под каждую новую игру. И это особенно интересно для детей, так как простор для фантазии огромный.

Константин Тимошенко (С) 07.03.2010