Защита от протечек (часть вторая — соленоидно-гиревая).

16.04.2014

Желание повысить надежность самодельной системы защиты от протечек получило подкрепление после того, как прочел статью Константина Тимошенко с идеей использовать подвешенный груз в качестве привода шарового крана.

От использования пережигаемой нити отказался сразу. Одна из причин такого отказа – необходимость заготовки достаточного количества одинаковых запасных нитей. Каждый такой одноразовый расходник нельзя проверить на срабатывание без того, чтобы не сжечь этот расходник.

Для удержания грузов в подвешенном положении, и для легкого сброса этих грузов, применил самую обычную карточную неразъемную петлю от дверцы (фото 6).

Фото 6. Петля.

Ось петли разрезал посредине болгаркой. Нижняя часть петли прикручена к горизонтальной дощечке. Верхняя часть петли свободно поворачивается вокруг оси.

Если верх петли отклонить от вертикали (влево по фото), то шнурок с подвешенными грузами войдет в прорезь, вертикальная проекция точки приложения силы тяжести уйдет левее оси, и верх петли будет прижат к шляпке черного самореза.

В таком положении грузы надежно висят на крючке, зацепленном за верхний край петли.

Вкручивая или выкручивая саморез можно изменять наклон петли: чем ближе петля к вертикальному положению, тем меньшее усилие требуется для опрокидывания петли вправо.

Этим опрокидыванием, в нужный момент, занимается соленоид (электромагнит).

При подаче напряжения на его обмотку, сердечник внутри катушки смещается и тянет тросик вправо. Шайба, закрепленная на тросике, отклоняет вправо верх петли, петля опрокидывается, грузы падают.

Фото 7. Защита от протечек. Схематично: соленоидно-гиревой вариант.

Падающие грузы рывком натягивают прослабленные шнурки, и поворачивают сектора, закрепленные на «мотыльках» кранов; краны закрываются.

Грузы, при падении, выдергивают разъем; соленоид обесточивается.

Длину шнуров прослабленных подобрал так, чтобы упавшие грузы коснулись пола. Это защищает краны от поломки. Вес грузов 2,5 кг взял с запасом; краны закрывались при весе 1,5 кг. На донышки грузов приклеил кусочки пористой резины для амортизации удара в пол.

Фото 8. Коромысло с разъемом . Защита от протечек — общий вид.

На левом фото разъем не состыкован, для наглядности.

Фото 9. Схема принципиальная электрическая (слева) и краны с грузами (справа)

На фото 9 показана только изменившаяся правая часть схемы с фото 4.

К2 – соленоид с тросиком для багажника автомобиля.

XT1 – разъем плоский латунный «мама-папа».

Фото 10. Мотыльки кранов с секторами из трубы ПНД.

Сектора радиусом 10 сантиметров сделал из трубы ПНД.

Разогрел строительным феном конец трубы, надел его на «крыло» «мотылька», и, для плотного прилегания, обжал быстро несколькими витками проволоки. После остывания пластмассы, проволоку убрал. Далее разогревал и гнул трубу для придания формы сектора (приблизительно), затем разогрел и надел второй конец трубы на «крыло».

На одном из кранов был «мотылек» с толстым крылом. Просверлил, нарезал резьбу, вкрутил болт, и уже на него надел разогретую трубу.

Желобок для шнура в секторе делал двумя разными способами (для пробы).

В первом случае сделал прорезь и разогнул наружу разогретые створки.

Во втором случае отрезал «спинку» сектора. Оба способа вполне пригодные.

Защита от протечек в соленоидно-гиревом варианте получилась, на мой взгляд, более надежная, чем в электромоторном варианте, но и более хлопотная при случайном попадании воды на датчик. Надо не только протереть датчик, но и взвести систему в исходное положение: приподнять и зацепить крючок, соединить разъем, открыть краны. Кроме того, надо больше свободного места.

Зато, соленоид надежнее коллекторного двигателя. Один плоский разъем надежнее четырех переключающих контактов. Падающие гири создают сильный рывок, способный сдвинуть прикипевший кран. Даже частично разряженный аккумулятор позволяет опрокинуть тонко настроенную петлю.

Эти преимущества важны в случае реальной протечки.

Кстати, в случае разряженного аккумулятора, да и при неисправности или отсутствии электроники может выручить сахарный вариант системы. Об этом в части третьей.

Сергей Спирин. 7 августа 2010г.

переход к части 1

переход к части 3

тема на форуме

.

Добавить комментарий