В старину бытовало выражение – блестит как новый пятак. Пятаки (пять копеек) тогда делали практически из чистой меди и оттого, что деньги постоянно терлись пальцами и о ткань, они всегда были естественного «медного» цвета. Сейчас, когда велик интерес к старинным вещам, медные предметы так же популярны.

И обычно они находятся в двух состояниях. Либо уже окислились и покрылись благородной старинной зеленой патиной. Это больше подходит массивным, действительно старинным вещам. Либо просто окислились (местами и некрасивыми пятнами), хотя нормальное их состояние – именно блестеть медным цветом.

Как правило, окисляется медь в воздушной среде, при контакте с кислородом. Медные изделия в результате приобретают коричнево-зеленоватый оттенок. Чтобы не допустить окисления меди и вернуть изделиям естественный окрас (красная медь) на покрытие наносят специальную лакирующую защитную основу. Из-за различных химических реакций современной среды окружения, медь выделяет растворимые соли. Смешиваясь с осадками, они быстро оседают на зданиях, портя архитектурный вид. Ниже показано применение определенных растворов и лаков для чистки.

Чистить красно медные изделия лучше десяти процентным раствором спирта и соляной кислоты. Раствор наносят тонким слоем на поверхность изделия, затем полируют покрытие, пока оно не начнет блестеть. После процедуры остатки тщательно смывают водой.

Не забывайте о мерах предосторожности. Раствор едкий, поэтому работайте в специальной одежде, глаза лучше обезопасить пластиковыми очками, руки – резиновыми перчатками. Емкость для раствора выбирайте кислотостойкую, чтобы стенки емкости не разъедались изнутри кислотными компонентами.

После просушки меди, можно наносить лак на акриловой основе. Он образует защитный слой. Из-за бесцветности лака его «присутствие» на медном покрытии почти незаметно. Единственный минус – цена лака бьет по карману.

Что бы лак лег более ровно, его разжижают. Разводят его либо в соотношении 2 к 1, либо 3 к 1 и добавляют 12-15% растворителя.

Если акриловый лак – двухкомпонентный, то он высыхает очень быстро. Это может привести к неравномерному покрытию детали лаком и некрасивым наплывам. Процесс можно ингибировать (замедлить высыхание лака), используя загуститель.

Если изделия находятся внутри здания, их покрывают комбинированным нитролаком. В общем, чем гуще наносится слой лака, тем прочнее будет защита изделия. Рекомендуется наносить тремя слоями, повторяя процедуру через день. Но не стоить и перебарщивать. Если изделие находится достаточно близко от глаз, то слой лака должен быть незаметен.

Рисунки ниже показывают последовательность действий при защите медных изделий от окисления.

Бабич Алексей

Украина