Бетонные пустотные плиты перекрытий выпускаются различными комбинатами железобетонных изделий и имеются в продаже в широком ассортименте. Поэтому именно их я решил использовать в качестве перекрытий. Более того, прежде чем приступать к проектированию дома, я ознакомился с перечнем выпускаемых плит на ближайшем КЖБИ. И исходя из типоразмеров плит и проектировался и дом, и конфигурация и фундамента и подвала.

Бетонные плиты являются практически вечным материалом (при качественном изготовлении). Они не гниют, не горят, прочные. На них можно возводить практически любые стены (в условиях малоэтажного строительства). Единственный их недостаток — они тяжелы и для их транспортировки и монтажа необходимо привлечение тяжёлой грузовой техники и подъемного крана. Но несмотря на это, я решил пойти на это, поскольку это делается один раз в жизни, а служить будет не одному поколению.

В данном случае, для перекрытия подвала размером 15 х 12 метров, мне потребуется 18 пустотных плит перекрытия типа ПК 60-12 — 8А и 3 плиты ПК 60-15-8А. В названии плиты, вобщем то зашифрованы размеры плиты в дециметрах и количество пустот в ней. Т.е. это плиты длиной 6 метров (с небольшим допуском в меньшую сторону ( 5,97 метра) и с 8-ю трубчатыми пустотами вдоль нее. Толщина плит примерно 22 сантиметра.

Почему выбрана именно такая конфигурация фундамента и раскладки плит?

В правом верхнем углу (по схеме) будет расположен гараж на две машины. Уровень его фундамента занижен по отношению к остальному фундаменту. Это сделано для того, что бы пол гаража не был слишком высоким по отношению к грунту и не надо было строить въездную эстакаду на «второй этаж».

Кроме того, я хочу иметь в гараже небольшую смотровую яму для мелкого ремонта и текущего обслуживания автомобилей. Замена масла в двигателе и трансмиссии, смазка подвески и пр. Под гаражом будет небольшая слесарная и автомастерская. Соответственно организовать смотровую яму можно только вдоль плит с последующей заделкой лишнего пустого пространства железобетоном (см. ниже).

Как раз напротив смотровой ямы в поперечной внутренней стенке фундамента сделана арка. Таким образом в любой момент можно организовать транспортировку каких либо длинномеров, грузов стройматериалов, топлива и пр. через проем смотровой ямы и арку в фундаменте в помещение под хозяйственной частью и топочной (см. проект поэтажный дома). Можно даже будет устроить некий транспортер или желоб.

Остальной подвал — «свободной планировки». Если потребуется выгородить какое то помещение, это будет легко сделать при помощи каркасных перегородок. Так, в нижней по схеме части подвала, в том же отделении, что и гараж, будет устроена холодная кладовка и ледник. Это позволит достаточно оперативно и без проблем убирать запасы на зиму через гараж (смотровую яму). А в дальнейшем доставлять их непосредственно на кухню.

В месте, где будет расположена кухня плиты в одном случае будут положены на расстоянии примерно 30-35 см друг от друга. Для чего это делается? Дело в том, что на кухню должно идти много коммуникаций. Это и подводка воды, и выход канализации (слива), электричество, вентиляция, возможно и газовая труба от баллона. Кроме того, что бы исключить «долгую» доставку продуктов из кладовой и ледника через гараж, возможно устройство небольшого подъемного механизма «лифта» через специальный люк в полу кухни. Тогда, спустившись в подвал, к «стратегическим» запасам раз в неделю, можно будет быстро поднять на кухню необходимый запас продуктов для пополнения «оперативных» запасов.

Над левой верхней частью подвала (по схеме) будет располагаться хозяйственная часть и топочная. Здесь же будет находиться и «парадный» вход в подвал из галереи в гостиной. Лестница из галереи будет идти на второй этаж, а что бы место под пролетом не пропадало, решено под ним устроить лестницу в подвал. Естественно от галереи она будет зарыта дверью. Поэтому при укладке плит будет оставлен проем шириной примерно 1 метр.

Как указано выше, пол в гараже будет располагаться ниже чем пол в хозяйственном помещении. Но поскольку и гараж, и хозяйственная часть мне хочется организовать как единое помещение со сквозным проездом (пусть не автомобилем, но обязательно вездеходом), придется устраивать пандус. Для облегчения его устройства решено оставить достаточно большую не перекрытую часть подвала (шириной примерно 60-70 см). Это позволит сделать пандус не слишком крутым. А оставшийся проем будет залит железобетоном по месту.

В нижней (по схеме ) части подвала будет располагаться теплоаккумулятор, представляющий собой набор емкостей (канистр), заполненных водой. Из них будет устроен некое подобие лабиринт, что бы воздух успевал отдавать или получать тепло от воды. Поскольку эта процедура предусматривает достаточно сложную вентиляционную систему, решено оставить между плитами 3 проема по 30 см. Это достаточно для прокладки воздуховодов не только по вертикали, но и по горизонтали, в толщине перекрытий.

Я думаю, что расположение теплоаккумулятора под гостиной позволит использовать теплопотери с пользой. Основные потери тепла будут происходить именно через перекрытия подвала. А они являются фактически полом в гостиной. Это будут просто «теплые полы» в гостиной. С южной стороны к теплоаккумулятору будет примыкать зимний сад, две другие стены будут теплоизолированы снаружи, так, что бы сами стены так же служили накопителями тепла.

Сами пустотные плиты перекрытия будут укладываться на стенки фундамента с предварительным нанесением на место стыка цементно-песчаного раствора с добавлением клея. Рассматривается так же вариант и предварительным нанесение монтажной пены. Она должна заполнить все пустоты между плитами и стенкой фундамента.

Поскольку под перекрытиями из плит (под потолком подвала) планируется прокладка многочисленных коммуникаций (труб, подводок, гофрированных труб и кабель-каналов, канализации и пр.), практически по всей площади перекрытий, с расстоянием друг от друга примерно 1 метр, будут устроены т.н. подвески. Подвеска представляет собой две металлических полосы, согнутых буквой «Г» Полоски забиваются в щель между плитами так, что бы верхние части полосок смотрели в разные стороны. Внизу полоски выступают из пола примерно на 10 см и не мешают перемещению по подвалу. В то же время к ним в любой момент можно приварить или привинтить какой либо кронштейн, держатель и т.д.

Сверху перекрытие покрывается либо цементно-песчаной стяжкой, либо щель запенивается и устраиваются полы по лагам.

Заделка оставленных проемов производиться при помощи бетона. Под щель снизу заводится опалубка (из доски или фанеры). В щель укладывается арматура. Если есть возможность засверлиться в боковые стенки плиты, то арматура заводится туда. Если щель узкая, то арматура изгибается в виде перевернутой буквы «П» с лапками и эти лапки цепляется за края плит. Щель заливается бетоном с использованием цемента марки НЦ (напрягающий цемент).

Я считаю такой способ изготовления отверстий в перекрытии для себя более приемлемым, нежели сплошное покрытие подвала плитами с последующим выпиливанием — вырубанием нужных отверстий в бетоне. В моем случае целостность (а следовательно и прочность) плит никак не нарушается. А заделка бетоном при наличии бетономешалки вряд ли более трудоемка операция нежели пробивание отверстий перфоратором в хорошо армированном железобетоне промышленного изготовления.

Кроме того, эти щели и не всегда надо заделывать бетоном. Возможно их запенивание монтажной пеной (с дальнейшим устройством полов по лагам). Тогда в любое время полы можно будет вскрыть и протянуть дополнительные коммуникации. Впрочем, и в бетоне можно будет оставлять закладные элементы.