Среди городов Кузбасса, Юрга примечательна тем, что расположена у самых ворот Кемеровской области, в её северной части, граничащей с Томской областью, на главной водной магистрали — реке Томи. Это один из многих городов Сибири, рождённый в трудные годы войны.

Населенный пункт Юрга, по данным Томского областного архива, значится с 1886 года. По справочникам, поселок Юрга основан в 1906 году в связи со строительством Транссибирской железнодорожной магистрали. Расхождения в данных здесь нет. Речь идет о двух разных поселениях. Тот, что на железной дороге — сейчас станция Юрга-I, а тот, что ближе к реке Томь, так и называется Старая Юрга.

Вопрос о происхождении гидронима (названия) «Юрга» имеет свою историю. Существует ряд толкований и расшифровок. Наиболее вероятные из них: а) Юрга — конь.иноходец; б) Юрга — быстрая речка.

Первые сведения о Юрге относятся к началу второй половины 17 века. В это время на торговых путях по р.Томь возникло небольшое русское поселение Усть-Искитим, как перевалочная база с Сибирского тракта на водные пути.

На берегу р.Искитим, невдалеке от места впадения ее в реку Томь, на территории, где сейчас расположен кирпичный завод, селились татары. Название этого селения (Юрга по-татарски значит Яма) сохранилось до настоящего времени.

В конце 19 века, при проведении Транссибирской магистрали, Юрга стала железнодорожной станцией, и до 1940 года была пристанционным поселком, не имевшим промышленного значения.

Градообразующим предприятием является ООО «Юргинский машзавод», направлением деятельности которого являются машиностроение, металлургия, производство самоходных автокранов и горношахтного оборудования. Период становления машиностроительного завода, начиная с 1943 г., стал началом биографии города.

В сентябре 1942 года из Сталинграда был перебазирован строительный трест №25. Необходимо отметить одну особенность нашего города :в отличие от большинства городов области Юрга сразу застраивалась по проектам. Начиная с 1946 года, было составлено семь постепенно совершенствующихся генеральных планов, схем. Можно отметить наиболее крупные. В 1956 году Московской архитектурной мастерской был разработан проект детальной планировки северо-восточной части Юрги, по которому она застраивалась до 1963 года. Последним проектом предусматривалось развитие Юрги, как крупного промышленного и культурного центра Кемеровской области. Численность населения Юрги к 1949 году составляла 21885 человек. В райцентре работало восемь предприятий, самым крупным их них, конечно, был машиностроительный завод. Город располагал больницей на 85 коек, детскими яслями и детским садом, двумя средними и двумя восьмилетними школами, школой ФЗО, механическим техникумом. Учитывая уровень промышленного развития, численность населения и значение которое приобрела Юрга в инфраструктуре региона, Указом ПВС РСФСР от 18 января 1949 года рабочий посёлок Юрга был отнесён к городам районного подчинения, оставаясь при этом центром Юргинского района. В июле 1953 года статус Юрги был изменён. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР город Юрга был отнесён к городам областного подчинения.

С 50-х годов начался бурный рост молодого города. Стремительно развивалась городская инфраструктура, ускоренными темпами шло строительство жилья. 60 — 80-е годы — это был пик развития Юрги социалистической.

Современная Юрга постепенно оправляется от тяжелого переходного периода 90-х годов, постепенно «расправляет плечи» и с каждым годом становится все уютнее и красивее.