Срок службы (ресурс) и отсутствие проблем при использовании различной мототехники, во многом зависит от ее качественного обслуживания. В частности – следует регулярно заменять моторное масло, если двигатель 4-х тактный.

Согласно описания двигателя, заменять масло в картере двигателя мотоблока (ДМ-1-01) требуется каждые 25-30 часов работы. В принципе, это оправдано, так как двигатель мотоблока работает практически всегда «внатяг», ввиду его небольшой мощности. Поэтому чем чаще менять масло в картере двигателя Кадви, тем дольше он прослужит.

Поскольку инструкция по эксплуатации мотоблока очевидно, написана инженерами еще советской закалки, и следовательно, совершенно нечитабельна и непонятна, а чертежи поставят в тупик самого матерого промышленного шпиона, а не то что дачника, позволю себе описать процесс замены моторного масла в двигателе детально и с фотографиями. Хотя вобщем, процесс замены масла в мотоблоке не имеет никаких чрезвычайных особенностей, но есть некоторые нюансы.

Процесс замены масла начинается с надежной установки мотоблока в горизонтальное положение. Мерное и заливное отверстие к картере двигателя, а так же сливное отверстие для масла находятся с левой стороны по ходу движения (см фото1).

Старое масло сливается через отверстие, которое закрывается конической резьбовой пробкой. Для того, что бы ее выкрутить, потребуется достаточно мощная и длинная отвертка. Тем более, что использовать маленькую отвертку мешает колесо. Да и пробка картера закручивается достаточно сильно.

Для слива отработанного масла потребуется какая то приемная емкость, не менее 2 литров. Я в этом качестве использовал пластиковую канистру с прорезанным отверстием. Проблема тут была в подборе размеров, так как расстояние между колесами невелико. Сгодится любая канистра, например от жидкости незамерзайки для омывателя автомобильного стекла.

Объем отработанного масла около 1.5 литров. Соответственно столько же потребуется и нового. Рекомендуется использовать масло с вязкостью 10W40, минеральное или полусинтетическое. Мотоблок НМБ-1 завода Кадви не имеет масляного насоса, поэтому смазка двигателя производится в основном разбрызгиванием масла при вращении коленчатого вала при работе двигателя и масляным туманом. И в данном случае использование сверхтекучих синтетических масел — просто бессмысленная роскошь, а то и вред, так как очень жидкое масло будет слишком быстро стекать с деталей двигателя.

После слива старого масла, пробка картера ввинчивается на место. Тут инженеры КАДВИ опять «отличились». Хотя пробка имеет некоторую коническую резьбу, рекомендуется герметизировать пробку с помощью сантехнической фум-ленты, предназначенной для герметизации резьбовых соединений труб, кранов и подводок. Хотя фум-лента сделана из фторопласта и прекрасно держит температуру в несколько сотен градусов, сам факт ее применения на двигателе внутреннего сгорания весьма замечателен. Но рекомендуется изготовителем – значит будем герметизировать фум-лентой. Так что если вы этого не знали — перед заменой масла на мотоблоке НМБ-1 запаситесь и фум-лентой.

На пробку картера наматывается 2-3 витка фторопластовой ленты так, что бы при завинчивании она не разматывалась и пробка устанавливается на место с помощью длинной мощной отвертки и надежно затягивается.

Затем с помощью воронки через мерно-заливную горловину заливается моторное масло. Уровень заливки такой, что бы при завинченной пробке на кончике ее мерного щупа была капелька масла. Проще это отследить по достижению уровня масла начала резьбы в отверстии. Правда в этом случае мотоблок должен стоять строго горизонтально.

Менять моторное масло в двигателе рекомендуется либо каждые 25-30 часов работы и не реже чем раз в год (если вы не нарабатываете данный объем моточасов). Поскольку масло все равно окисляется и его смазывающие свойства ухудшаются. Поэтому если вы хотите, что бы ваш мотоблок работал долго и надежно и не подъев вас в период весенних работ, когда каждый день дорог, следует производить своевременную замену масла. Тем более, что объем его невелик и это не влечет за собой существенных затрат.

Одновременно с заменой масла рекомендую заменить и свечу в двигателе на новую. Как показала практика, основная проблема при запуске мотоблока возникает из-за слабой искры, которую вырабатывает магнето мотоблока. Поэтому роль свечи возрастает многократно. Любой ее дефект, как то неправильный зазор или его увеличение в процессе работы, образование нагара или появление утечки искры «на землю» приводят к неустойчивому зажиганию и способны испортить нервы даже самому закоренелому флегматику.

В свое время, при ремонте бензоэлектрогенератора (имеющего совершенно аналогичное зажигание от магнето), мне пришлось даже установить электронное зажигание с питанием от аккумулятора. Применение аккумулятора на мотоблоке с изменением системы зажигания, возможно, тоже имеет смысл, но эта тема выходит за рамки данной статьи.

Константин Тимошенко